- Император! Варвары снова разоряют наши северные земли!
- Опять?! А чем заняты пограничные легионы!
- Разбиты... мой император, несколько уцелевших когорт спешно отступают.
- Труби общий сбор, и пошли гонца на юг! Кстати как у нас там дела? Слышал что в северной Африке обострилась междоусобная война между нумидийскими правителями.
- Да, один из них обратился к нам за помощью и сенат послал туда 4 легиона, консул Дедус Мазус уже одержал несколько крупных побед! Казна будет переполнена нумидийским золотом!
- Хоть где-то у нас всё хорошо, но с сенатом пора кончать, здесь эти легионы нам ох как пригодились бы! А может предложить варварам выкуп? Выиграем время до подхода южных легионов.
- Варваров не интересует золото, позвольте зачитать доклад одного из моих соглядатаев, служащего на границе, и чудом уцелевшего во время нападения:
«Легионы были побеждены, принеся великий срам римскому имени… Враги, захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священнодействия уничтожили всё, чем завладели. Одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские фалеры искорёжены, сами кони низвергнуты в пучину вод, а люди повешены на деревьях»
- Да кто они такие!?!
- Эээ... варвары, мой император...
- Мы должны показать им всю нашу мощь, устрашить своей силой!
- Некоторые пытались, мой император, но...
- Что ”но”?
- Чудом уцелевший соглядатай из отряда консульского легата Маврелия, докладывает что:
«Отряд консульского легата Маврелия был разгромлен варварами, сам он сброшен в бою с коня и захвачен в плен. На племенном совете варвары предложили ему стать их военачальником, но в ответ Маврелий стал отговаривать их от вторжения в Италию, убеждая в непобедимости римлян. За это молодой вождь варваров Бобйорг убил легата»
- Ничего! Когда народ узнает о бесчинствах варваров, то все как один выйдут на защиту империи и встанут на стены крепостей своих городов, дабы оборонить их от беспощадного врага!
- Одному из моих тайных соглядатаев удалось выбраться из осаждаемой крепости прямо перед её захватом, и вот его доклад:
«Когда варвары угрожали крепости, по городу пошли сомнения всех язычников: пришёл-де враг, могущественный как благодаря обилию сил, так и благодаря поддержке богов, а город потому в безнадёжном положении и готов вот-вот пасть, что забыл богов и жертвоприношения. Всё наполнилось жалобными стенаниями, и тут же пошли разговоры о возобновлении и торжественном исполнении жертвоприношений, нечестивцы по всему городу громили лавки, повсюду поносились имена Христа, и императора»
- Да, с христианством мы наверно поторопились... И соглядатаи твои, где их только нет!
- Но я же начальник тайной канцелярии, мне положено. Государственная безопасность так сказать.
- Тут надеюсь их нет?... Что ты замешкался?
- Максимус Крокодилис, ты свободен.
Занавес за четвёртой слева колонной пошевелился, из-за неё выбрался, и тихо прошёл к выходу неприметный, и от того ещё более подозрительный тип.
- Похоже надо менять начальника тайной канцелярии!!!
- Но это только для вашей же безопасности!
- Где ты его вообще нашёл, ещё фамилия у него странная.
- Его отец был греческим эмигрантом.
- Ладно, сейчас это не важно, сделаем всё сразу – имеющиеся легионы перебросим на север, кого-то купим, на кого-то надавим, вобщем потянем время.
- Возможно удасться ещё стравить племена между собой?
- Это врятли. А если вооружить рабов и пустить их в первых рядах против варваров? Пообещаем им свободу и гражданство.
- Да зачем им наше гражданство, они и слова-то такого не знают! Большинство рабов было захвачено из числа тех же варваров! Мы просто увеличим их численность!
- Да, действительно...
Император задумался...
Тем временем варварские орды разделились на несколько частей (все вместе не могли прокормиться) и медленно продвигались на Рим. Впервые за 500 лет возникла серьёзная опасность столице империи.